Жители Сдерота просыпаются каждое утро примерно в одно и то же время от звуков сирен, которые, похоже, установлены на то самое время, когда все дети Сдерота идут в школы и детские сады города.
Переждав какое-то время в укрытии, ваш корреспондент сопровождает двух специалистов по игровой терапии, намеревающихся дать представления в детских садах Сдерота.
Программа посещений начинается чуть позже 8:30 утра. Чсе дети уже сидят на своих местах. Именно в это время в среду поблизости упали несколько ракет, убив Якова Якубова, фабричного рабочего.
Пока “клоуны” давали представление, сопровождавшееся воздушными шариками, фокусами и игрой на гитаре, у меня появилась уникальная возможность поговорить с воспитателями.
Одна из них, Дебби, в деталях описала, как они справляются с переходом в защищенную комнату группы из 15 детей в возрасте от 3 до 5 лет в течение 15 секунд. Она рассказывает, как они быстро идут хорошо знакомым путем, соблюдая спокойствие и ожидая разрыва ракеты. Она говорит, что дети уже научились как-то с этим справляться.
Дебби отмечает, что дети начали заниматься йогой, что должно помочь им справиться с той чудовищной реальностью, в которой у них нет возможности играть во дворе на детской площадке. В эти дни в Сдероте никто старается не рисковать.
Когда они отправляются домой, Дебби напоминает им не ходить ни на какие игровые площадки, а бежать как можно быстрее домой. У родителей нет своих автомобилей, на которых они могли бы забирать детей, и мы видели, как они уходили быстрым шагом со своими детьми, чтобы поскорее привести их домой. Кажется нереальным видеть пустую спортплощадку, недавно построенную специально для улучшения качества жизни в Сдероте. Дебби замечает по этому поводу, что последний раз дети играли на этой площадке месяц назад.
По пятницам для детей проводится “День желаний”, когда они могут о чем-нибудь попросить. Дебби говорит, что единственное их желание, “чтобы арабы перестали запускать по нам ракеты…”
Когда Дебби говорила, по радио начали передавать последние новости. Ровным голосом диктор сказал, что запущенная утром ракета “упала всего лишь на пустой участок и несколько человек пострадали от нервного шока”, а затем перешел к спортивным новостям. Казалось, что люди, работающие на израильском радио в 55 минутах езды отсюда, не понимают, что такое жертва эмоциональной травмы.
В следующем детском саду воспитательница Офра рассказывает об улитках, которые появляются зимой. Она спрашивает детей: “Зачем улитке раковина?” Дети хором отвечают: “Чтобы защититься от “Кассамов””.
Офра рассказывает, что дети строят и мастерят из кусочков ракет “Кассам”, как если бы это была новая разновидность игры Лего. Все они говорят, что хотят быть солдатами, когда вырастут, чтобы “сражаться с этими арабами, которые стреляют по нам “Кассамами””. Она говорит, что ее сын, служащий в десантных войсках, звонит ей несколько раз в день, спрашивая, все ли у нее в порядке.
Психолог детского сада отмечает, что то, что дети могут выражать свои чувства в рисовании, конструировании и возникающих разговорах о том, где упал “Кассам” вчера, или насколько громкий был взрыв, является хорошим признаком.
Но что можно сказать о тех детях, которые сидят возле стены маленького помещения, даже не реагируя на скачущих перед ними клоунов? Может быть, это потому, что они понимают, что завтра упадет следующая ракета, и, может быть, упадет близко от них? Охранница детского сада рассказала нам о том, что первые слова, которые произнесла ее маленькая двоюродная сестра наряду с традиционными “мама” и “папа”, были слова “Шахар адом” (“Красный рассвет” – предупреждение об обстреле).
В детском садике “Ясмин” (“Жасмин”) на дороге перед зданием бросалась в глаза воронка от “Кассама”. Это тот самый детский сад, в который в июне 2004 года было прямое попадание ракеты “Кассам”, убившей двух человек: Афика Захави, 4 лет, ходившего в этот детский сад, и Мордехая Юсупова, 49 лет.
Офра рассказала о том, что когда она с семьей ездит в Димону или Беэр-Шеву, ее сын-первоклассник Эльад внимательно смотрит вокруг, как бы выискивая что-то. Она спрашивает его: “Что ты там ищешь?” и маленький Эльад отвечает: “Здесь в школе нет защиты или убежища, куда мы могли бы побежать, когда раздастся сирена.” А еще он удивляется: “Почему арабы обстреливают только Сдерот, а не Беэр-Шеву?” Нас поразила ее история о ребенке, который не знает другой реальности, кроме этой, существующей уже на протяжении шести лет.
Далья Йосеф, психолог, возглавляющая проект, посвященный службе общественной защиты, и работающая с детьми в возрасте от 2 до 4 лет, показывает данные исследований, говорящие о том, что 50% этих детей страдают посттравматическим синдромом, который будет мучить их еще много лет, причем только половина из них получила надлежащее лечение.
Далья рассказывает истории учителей – не детей! – переживающих нервный стресс и не знающих, что делать. У них просто нет опыта, они не подготовлены, и нет никого, кто бы мог оказать им помощь. Когда включается сирена, эти учителя должны занимать впавших в истерику детей, при том, что часто их собственные дети находятся в это время в детских садах и школах, многие из которых не имеют защиты. В Западном Негеве свыше 100 детских садов и только половина из них имеют защиту…
Возникают такие вопросы, как например, что делать с четырехлетками, ставшими свидетелями того, как Фатима Слуцкер была разорвана взорвавшейся ракетой, а Маор Перец лишился обеих ног? Что делать, когда дети садятся в автобус и вдруг включилась сирена? Бежать к автобусу и высаживать всех детей или бежать в укрытие? На все отведено только 15 секунд.
Перед началом выступления клоунов пришли дети из соседнего детского сада. Первым делом воспитательница сказала им, куда идти при звуке сирены. Поскольку все не могут поместиться в одном маленьком защищенном помещении, дети должны в таком случае быть разделены на группы. Затем помощница воспитательницы, Иланит, сказала мне о том, что она беспокоится, потому что дети сидят слишком тесно и не остается места для свободного прохода к защищенному помещению. Вся повседневная жизнь вращается вокруг “Кассамов” – когда и где они упадут.
Спустя пять минут после того, как мы ушли из последнего детского сада, раздался звук сирены и послышались три взрыва. Один из них был очень близко. Можно только предполагать, что чувствовали дети и воспитатели в этот момент.
Ноам Бедейн (Noam Bedein) – директор Центра информации города Сдерота. По роду своей должности Ноам организует ознакомительные поездки по Сдероту и Западному Негеву для иностранных дипломатов, правительственных чиновников, студенческих групп и других визитеров со всего мира.
Палестинские террористические группы в Газе
- С тех пор, как Хамас захватил власть в секторе Газы в середине июня 2007 года, – и до середины июня 2008 года (спустя год) – по израильской территории было выпущено 1508 ракет и 1799 минометных снарядов. Ракеты, запускаемые Хамасом, окрашены в красный и зеленый цвета.
- Палестинский исламский джихад является отделением Египетского исламского джихада и, как считается, финансируется Хизбаллой, Сирией и Ираном. Бригады Аль-Кудс, военное крыло Исламского джихада, регулярно обстреливает ракетами Сдерот и Западный Негев. Эта организация производит ракеты “Аль-Кудс” и “Кассам” (модели 1, 2 и 3), окрашенные в красный и желтый цвета.
- Бригады мучеников Аль-Акса, военное крыло партии Фатх палестинского президента Махмуда Аббаса, часто осуществляет ракетные обстрелы Израиля. В феврале 2008 года эта террористическая группировка осуществила террористический акт-самоубийство в южном израильском городе Димона. Их ракеты окрашены в желтый цвет с надписями на арабском. Тосударственный департамент США признал Бригады мучеников Аль-Акса террористической организацией.
Влияние ракетных обстрелов на израильские города (Сдерот и Западный Негев)
Население Сдерота когда-то составляло 24 тыс. человек, тогда как на сегодняшний день оно сократилось до 17-19 тысяч. За семь лет ракетных обстрелов значительный ущерб нанесен в следующих сферах:
• Безопасность
Израильское правительство установило радарную систему “Красный цвет”, которая должна предупреждать жителей о предполагаемом обстреле. Эта система предоставляет всего лишь 15 секунд для поиска убежища и не может обнаруживать ракеты в холодные или дождливые дни. Кроме того, система не предупреждает о минометном обстреле. Только в 2007 году, согласно пресс-атташе АОИ, с территории сектора Газы по Сдероту и Западному Негеву было выпущено 2000 ракет “Кассам”.
• Душевное здоровье
В центре душевного здоровья Сдерота заведено приблизительно 3000 медицинских карточек в связи с воздействием ракетных обстрелов на психическое состояние жителей. Только в 2007 году были зарегистрированы 1117 пострадавших от эмоциональной травмы, что является значительным ростом по сравнению с 2006 годом.
За последние полтора года было зарегистрировано более 1600 случаев нервного стресса.
Приблизительно 70% жителей Сдерота страдают от симптомов эмоциональной травмы, включающих сильный стресс и беспокойство.
Согласно последнему отчету Центра психологической помощи жертвам террора “Наталь” у 70-94% детей Сдерота имеются симптомы посттравматического стресса (PTSD). В результате исследования центра “Наталь” обнаружено, что 28% взрослых и 30% детей Сдерота страдают от посттравматического стресса.
В настоящее время на весь Сдерот имеется только четыре психолога, из-за чего многие жертвы посттравматического стресса не получают должного (или вообще никакого) психологического лечения и помощи.
• Экономика
По данным Яакова Леви, агента по продаже недвижимости в Сдероте, цены на дома упали на 50%. Цены на жилье в 2000 году, до начала ракетных обстрелов, были вдвое выше по сравнению с сегодняшним днем.
Со времени начала ракетного террора, в Сдероте и окрестностях закрылось 20%-30% фирм. Продажи в магазинах снизились на 50%.
В мае 2007 года во время интенсивных ракетных обстрелов были вынуждены закрыться 350 мелких предприятий. В январе 2008 года крупная международная фирма по производству матрацев Hollandia, в которой работали около 100 местных жителей из Сдерота и окрестностей, из-за ракетных обстрелов была вынуждена закрыть фабрику в Сдероте, перенеся ее в центр Израиля
.
• Образование
Только четыре школы в Сдероте полностью защищены от ракетных обстрелов. В прошлом году 1100 школьников перешли в другие школы, находящиеся за пределами Сдерота.
Результаты экзаменов и контрольных ухудшились, а агрессивность поведения учащихся усилилась.
Растущая угроза
На декабрь 2007 года, по данным министра внутренней безопасности Ави Дихтера, число жителей Израиля, живущих под реальной угрозой ракетных обстрелов, увеличилось до 250 тыс. человек.
Густонаселенные города Ашкелон, Нетивот, Офаким и расположенный во внутренней части страны город Кирьят Гат оказались в пределах досягаемости ракет “Град” и “Катюша”.
Информационный центр Сдерота и Западного Негева ставит перед собой задачу повышения уровня осведомленности израильского общества, а также мировой общественности, о невыносимой реальности, царящей в Западном Негеве и, в частности, в городе Сдероте. Центр оказывает поддержку жителям в их стремлении поддерживать относительно “нормальное” существование, несмотря на ежедневные ракетные обстрелы на протяжении семи лет. На сегодняшний день, Информационный центр Сдерота является единственным средством массовой информации, работающим в Сдероте, которое занимается социальным аспектом воздействия террора на жителей. Центр превратился практически в единственное место, куда обращаются представители зарубежной прессы и группы визитеров в Сдерот и Западный Негев